Технологии игровой деятельности
Феномен игры заключается в том, что являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это наделяет игровые технологии широким спектром целевых ориентаций: от дидактических (познавательная деятельность, формирование компетенций и проявление их в конкретных практических ситуациях и др.), до воспитывающих, развивающих и социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, саморегуляция и др.). Поэтому так актуально использовать их в обучении и воспитании.
Игровые формы проведения уроков (деловые игры, ролевые игры, имитационные игры и др.) уже довольно прочно вошли в систему моей работы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, но и развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к окружающему миру.
На таких уроках складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Использование тематических игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала, расширению кругозора. Система тематических игр и зачетов через дух соревновательности развивает чувство коллективной и личной ответственности.
Для качественного завершения изучения каждой крупной темы по географии в 6-8 классах я разработала и регулярно провожу следующие игры:
- «Геошанс»
- «Что? Где? Когда?»
- «Интеллектуальное казино»
- «Морской бой»
- «Счастливый случай»
- игры-соревнования, викторины, конкурсы и т.д.
Кроме того, используются различные игровые приемы при изучении нового материала, например, игра «Я возьму с собой….», «Цепочка» («Кто кому сосед»), загадки по карте, заочные экскурсии, уроки-экспедиции и т.д.