Технологии игровой деятельности

Феномен игры заключается в том, что являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это наделяет игровые технологии широким спектром целевых ориентаций: от дидактических (познавательная деятельность, формирование компетенций и проявление их  в конкретных практических ситуациях и др.), до воспитывающих, развивающих и социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, саморегуляция и др.). Поэтому  так актуально использовать их в обучении и воспитании.

Игровые формы проведения уроков (деловые игры, ролевые игры, имитационные игры и др.) уже довольно прочно вошли в систему моей работы.  Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, но и развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к окружающему миру.

На таких уроках складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Использование тематических игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала, расширению кругозора. Система тематических игр и зачетов через дух соревновательности развивает чувство коллективной и личной ответственности.

Для качественного завершения изучения каждой крупной темы по географии в 6-8 классах я разработала  и регулярно провожу следующие игры:

- «Геошанс»

- «Что? Где? Когда?»

- «Интеллектуальное казино»

- «Морской бой»

- «Счастливый случай»

- игры-соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Кроме того, используются различные игровые приемы при изучении нового материала, например, игра «Я возьму с собой….», «Цепочка» («Кто кому сосед»), загадки по карте, заочные экскурсии, уроки-экспедиции и т.д.

 


Информационно-литературные материалы:
1. География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В.Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007.-138 с.
2. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства/авт.-сост.А.Б.Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2009.-150 с.
3. Комарова О. Организация подготовительного этапа ролевой игры// Новое образование.- 2009.- №2.- С.28-30
4. Солонько А.В. Современный урок географии. Ч.4. Методические разработки уроков. Деловые игры.9 класс. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.
5. Комарова О. Ролевая игра//Новое образование.- 2008.- №4.- С.34-36
6. Суслов В.Г. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий//География и экология.-2005.-№7.-С.45-49
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz