Информационно - коммуникационные технологии
Современный человек – тот, кто идет в ногу со временем, адекватно реагируя на его вызовы. Для меня ценно самой быть современной и помочь моим ученикам научиться видеть в этих вызовах ресурс для собственного развития.
Современная школа призвана научить работать с различными видами информации, выбирать информацию в соответствии с индивидуальным запросом, анализировать, структурировать, перефразировать, т.е. субъектно взаимодействовать с информацией. Учащийся старшей школы должен научиться превращать информацию в знание, динамично реагируя на внешнюю ситуацию и согласуя с собственной образовательной стратегией. И, наконец, современному старшекласснику ценно учиться и получать первый опыт встраивания нового знания в другие масштабы: в новые образовательные программы, в профессиональное становление и рост, в личностное развитие человека.
Поэтому ценным считаю процесс формирования информационной культуры старшеклассниками в образовательном пространстве НОЦ, в том числе и средствами географии. А для этого необходима такая образовательная среда, в которой возможно и важно использование ресурсов урочного и внеурочного пространства.
Профессор Н. И. Гендина вкладывает близкие мне смыслы в понятие информационная культура. Я принимаю и дополняю его: не только информационных, но образовательных потребностей. Таким образом, рабочее понятие информационной культуры выглядит так: информационная культура – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей. И именно такую информационную культуру я и мои старшеклассники взращиваем в совместной деятельности.
Концептуально я строю свою работу, опираясь на классификацию уровней формирования информационной культуры личности В. П. Беспалько, который выделил 4 уровня обучения.
При внимательном рассмотрении - это алгоритм формирования информационной культуры, с другой стороны – это одна из возможностей реализовать системно – деятельностный подход в обучении старшеклассников.