Развитие метапредметных способностей

Одним из условий развития интеллектуальной одаренности является метапредметная (или мыследеятельностная) педагогика. Существует два основных методологических подхода к метапредметной педагогике.

С точки зрения Н.В Громыко метапредмет -  работа с деятельностью учащегося, передача ему деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены понятия, модели, идеализации, схемы, различения,  задачи, проблемы и другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер.

Методологические основы  А.В. Хуторского построены на тезисе «Метапредметность – не только деятельность, но и содержание.  А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность». Он вводит понятие «Фундаментальные образовательные объекты» – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Ими  выступают понятия времени,  цвета, звука,  человека, города и т.п. Изучение перечисленных объектов происходит в разных учебных предметах,  и этот факт отражает их метапредметную сущность. 

Всем, кто интересуется данным направлением работы предлагаю познакомиться со следующими материалами:

Н.В. Громыко "Метапредметный подход  в образовании при реализации новых образовательных стандартов"

Н.В. Громыко "Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников"

А.В. Хуторской  "Учебный метапредмет"

А.В. Хуторской "Фундаментальные образовательные объекты"

 

Разработки метапредметных занятий и мастер-классы представлены в разделе "Ключ творческих идей":

Тема урока (занятия)

Ключевая технология

Метапредметная категория

Образовательная цель

«Удивительное многоголосье континентов»

кейс-стади

«звук»

освоение обучающимися разных способов познания географических особенностей территории

«Таинственный архипелаг»

педагогическая мастерская

«цвет»

создание старшеклассниками образа Японии как особенной страны через цветовое восприятие

«Типология городов мира»

исследование

«различения»

 

освоение обучающимися классификации на примере городов мира как универсального способа деятельности

«Каталог непохожих»

 

 

технология позитивного исследования

«различения»

 

прогнозирование учащимися актуальных компетенций жителей городов будущего на основе исследования города как сложной системы

«Три кита Скандинавии»

Проектная задача

«знак»

осмысление профессиональных перспектив через создание туристического буклета об особенностях Скандинавских стран

«Душа русского Севера»

деловая игра

«модель» и «знак»

освоение этапов работы с метапредметной категорией Знак через создание бренда Вологодской области

«Проблемы моногородов через призму лесной промышленности»

деловая игра

«модель» и «знак»

освоение модели принятия управленческого решения через анализ проблем моногородов в лесной промышленности

«Пермский край – территория моей мечты?»

технология развития критического мышления

«проблема»

самоопределение учащихся в выборе региона, наиболее благоприятного для дальнейшей самореализации (на основе анализа перспектив развития Пермского края)

«Главное богатство Пермского края»

технология развития критического мышления

«проблема»

содействие проявлению гражданской позиции учащихся через анализ и решение проблем демографической ситуации Пермского края

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz