Технология групповой деятельности


Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что  определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса):

·         создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или

·         организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

·         взаимное обогащение учащихся в группе;

·         активизацию учебно-познавательной деятельности через организацию совместных действий;

·         распределение действий, операций, формирующее кооперативную компетенцию школьников;

·         необходимую и адекватную коммуникацию для планирования деятельности и выбора способов действия;

·         обмен способами деятельности для получения совокупного продукта – решения проблемы;

·         рефлексию для формирования отношения к своему действию и  коррекции этого действия.

Функции учителя, использующего эти технологии разнообразны: координация и контроль, ответы на вопросы и помощь по запросу школьников. Главное, что он – не явный лидер – единственный носитель знания, а сопровождающий процесс освоения учащимися нового знания. Это привлекает меня использовать групповые технологии в изучении географии, как на уроках, так и во внеурочное время. За пределами урока  это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, создание и реализация проектов. В урочном пространстве использую эти технологии на различных этапах освоения учебного материала, понимая, что сложнее организовать работу при изучении нового или закреплении, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков, разным уровнем коммуникации и умениями взаимодействия.

  Например, при изучении географии в 6 классе учащиеся работают в группах на вводной диагностической экскурсии.  При проведении практической работы по построению простейших планов местности.  Выполняют групповой проект «Вулканы».  Групповая работа предусмотрена на уроках «Байкал – бесценный дар природы», «Породы, слагающие земную кору», «Лесные зоны мира». В 7 классе учащиеся выполняют групповые проекты, работают по группам при проведении уроков-путешествий и уроков с использованием приема «6 шляп» в технологии развития критического мышления (например, на темах «Природные районы Южной Америки», «Египет», «Страны Океании») и т.д.

При изучении географии России в 8-9 классах учащиеся работают в группах при изучении таких тем, как «Типы климатов России», «Характеристика крупнейших рек России», «Особо охраняемые природные территории России», «Национальный состав населения России», «Химико-лесной комплекс», «Транспортный комплекс», «Северный Кавказ – уникальный регион России» и т.д.

Групповые технологии могут быть прикладными. Я часто использую их как средство организации учебно-познавательного процесса в игровой деятельности, проектировании и других технологиях, приоритетных для того или иного образовательного события.


Информационно-литературные материалы:
1. Ковальчукова А. Осваиваем новые роли//Новое образование.- 2009.- №1.- С.35-37
2. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. Для учителя.- М.: просвещение, 200.-95 с.
3. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. Народные промыслы России/сост. А.Ф.Романова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 106 с.
4. Обучение географии в средней школе: методическое пособие/ Л.В.Байбородова, А.В.Матвеев. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – 303 с.
5. Современный урок географии. Ч.5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс/ред.-сост. И.И.Баринова. – М.: школьная пресса, 2004.-96с.
Ресурсы Интернет (Фестиваль педагогических идей) http://festival/1september.ru
6. Кучкильдина Ж.М.Групповые формы работы на уроках географии.
7. Чалганская Л.И.Работа в группах на уроках географии. 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz