Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса):
· создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или
· организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
· взаимное обогащение учащихся в группе;
· активизацию учебно-познавательной деятельности через организацию совместных действий;
· распределение действий, операций, формирующее кооперативную компетенцию школьников;
· необходимую и адекватную коммуникацию для планирования деятельности и выбора способов действия;
· обмен способами деятельности для получения совокупного продукта – решения проблемы;
· рефлексию для формирования отношения к своему действию и коррекции этого действия.
Функции учителя, использующего эти технологии разнообразны: координация и контроль, ответы на вопросы и помощь по запросу школьников. Главное, что он – не явный лидер – единственный носитель знания, а сопровождающий процесс освоения учащимися нового знания. Это привлекает меня использовать групповые технологии в изучении географии, как на уроках, так и во внеурочное время. За пределами урока это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, создание и реализация проектов. В урочном пространстве использую эти технологии на различных этапах освоения учебного материала, понимая, что сложнее организовать работу при изучении нового или закреплении, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков, разным уровнем коммуникации и умениями взаимодействия.
Например, при изучении географии в 6 классе учащиеся работают в группах на вводной диагностической экскурсии. При проведении практической работы по построению простейших планов местности. Выполняют групповой проект «Вулканы». Групповая работа предусмотрена на уроках «Байкал – бесценный дар природы», «Породы, слагающие земную кору», «Лесные зоны мира». В 7 классе учащиеся выполняют групповые проекты, работают по группам при проведении уроков-путешествий и уроков с использованием приема «6 шляп» в технологии развития критического мышления (например, на темах «Природные районы Южной Америки», «Египет», «Страны Океании») и т.д.
При изучении географии России в 8-9 классах учащиеся работают в группах при изучении таких тем, как «Типы климатов России», «Характеристика крупнейших рек России», «Особо охраняемые природные территории России», «Национальный состав населения России», «Химико-лесной комплекс», «Транспортный комплекс», «Северный Кавказ – уникальный регион России» и т.д.
Групповые технологии могут быть прикладными. Я часто использую их как средство организации учебно-познавательного процесса в игровой деятельности, проектировании и других технологиях, приоритетных для того или иного образовательного события.