Модульная технология


Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся может и должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением через грамотную координацию их взаимодействия. Задача педагога традиционна: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность школьника. Но в рамках технологии меняются способы ее реализации.  Модульное обучение позволяет учесть и использовать индивидуальность каждого ученика и учителя, и серьезно изменить учебный процесс.

Модульное обучение, несомненно, имеет преимущество перед традиционными методами обучения:

1. Субъектная позиция школьника: ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Новое качество взаимоотношений «учитель – ученик». У учителя и ученика есть больше возможностей для взаимодействия.  Их общение становится содержательным, поэтому  исчезают причины для возникновения конфликтных ситуаций. Каждый ученик получает поддержку учителя,  советы и рекомендации. Педагог формирует пространство для ответственного выбора школьником своих действий, что позволяет реализовать не только индивидуальный подход, но и принцип индивидуализации образования.

3. «Другая» позиция учителя. Учитель не только и не столько информирует ученика, передает ему некоторый объем предметных знаний, а  обучает способам самоорганизации и самоуправления, универсальным технологиям (например, проектирования, исследования и.т.п.) через модули.

Основная задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации. Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий и взаимодействий с учащимся.

Мною разработаны и применяются следующие уроки в модульной технологии:

6 класс – «Ветер», «Горы суши», «Воды Мирового океана»

8 класс – «Климат России»

9 класс – «Западная Сибирь»

10, 11 класс – «Страны Азии»

Опыт использования модульной технологии показал, что имеет смысл обратить внимание на два аспекта:

·         во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя значительных временных затрат;

·         во-вторых, регламентирующие требования технологии (инструкции) сковывают действия учителя и учащихся, несколько ограничивая их творческие способности и возможности.

Поэтому уроки, на которых используется модульная технология, должны занимать адекватный объем в общем предметном планировании.


Информационно-литературные материалы: 
1. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии./Сост. Н.В.Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2005.-85 с.
2. Современный урок географии.ч.2. Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-Сост. И.И.Баринова. – М.: Школьная пресса, 2004.-80 с. Интернет – ресурсы (Фестиваль педагогических идей)
http://festival/1september.ru
3. Вовенко Л.Г. Модульное обучение на уроках географии
4. Иванова Е.Н. Модульное обучение – шаг в сторону ВУЗа
5. Кузнецова О.В. Использование блочно-модульной технологии в обучении географии.
 6. Митрофанова О.А. Использование модульной технологии на уроках географии.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz