Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся может и должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением через грамотную координацию их взаимодействия. Задача педагога традиционна: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность школьника. Но в рамках технологии меняются способы ее реализации. Модульное обучение позволяет учесть и использовать индивидуальность каждого ученика и учителя, и серьезно изменить учебный процесс.
Модульное обучение, несомненно, имеет преимущество перед традиционными методами обучения:
1. Субъектная позиция школьника: ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
2. Новое качество взаимоотношений «учитель – ученик». У учителя и ученика есть больше возможностей для взаимодействия. Их общение становится содержательным, поэтому исчезают причины для возникновения конфликтных ситуаций. Каждый ученик получает поддержку учителя, советы и рекомендации. Педагог формирует пространство для ответственного выбора школьником своих действий, что позволяет реализовать не только индивидуальный подход, но и принцип индивидуализации образования.
3. «Другая» позиция учителя. Учитель не только и не столько информирует ученика, передает ему некоторый объем предметных знаний, а обучает способам самоорганизации и самоуправления, универсальным технологиям (например, проектирования, исследования и.т.п.) через модули.
Основная задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации. Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий и взаимодействий с учащимся.
Мною разработаны и применяются следующие уроки в модульной технологии:
6 класс – «Ветер», «Горы суши», «Воды Мирового океана»
8 класс – «Климат России»
9 класс – «Западная Сибирь»
10, 11 класс – «Страны Азии»
Опыт использования модульной технологии показал, что имеет смысл обратить внимание на два аспекта:
· во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя значительных временных затрат;
· во-вторых, регламентирующие требования технологии (инструкции) сковывают действия учителя и учащихся, несколько ограничивая их творческие способности и возможности.
Поэтому уроки, на которых используется модульная технология, должны занимать адекватный объем в общем предметном планировании.
http://festival/1september.ru