На протяжении нескольких лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы.
Ученики знакомятся с технологией проектирования в 6 классе и осваивают ее до окончания школы в 11 классе. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и старшеклассники выполняют проекты более высокого уровня (например, исследовательского характера).
На первом этапе освоения школьники знакомятся со структурой проекта, учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.
Основная работа учителя, направленная на развитие у учащихся проектных способностей, разворачивается в 7 классе. Это связано, прежде всего, с достаточным количеством учебного времени и особенностями учебного материала, а также возрастными особенностями школьников. В 7 классе реализуются 4 учебных проекта, при выполнении которых отрабатываются и закрепляются определенные этапы работы над проектом: этап целеполагание и мотивации, этап самодиагностики и сбора информации, этап структурирования информации, этап оформления результатов работы, рецензирования, защиты, этап рефлексии.
Выполнение и защита каждого проекта оценивается проектантом, учителем и учащимися класса по следующим критериям:
Выполнение проекта:
· 1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, законченность.
· 3. Уровень творчества, оригинальность подходов, самостоятельность.
· 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
· 5. Качество оформления: соответствие стандартным требованиям, качество текста, схем, рисунков, презентаций, полнота библиографии.
Защита проекта:
1. Качество выступления: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи: манера изложения, использование наглядных
средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, уверенность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Оценка в баллах 0; 5; 10; 20.
Суммарная оценка проекта:
«5» (отлично) – 155-200 баллов
«4» (хорошо) – 100-154 балла
«3» (удовлетворительно) – менее 100 баллов.
К концу 7 класса у учащихся развивается система проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами, публично выступать, оценивать себя.
Проекты 8 класса строятся на краеведческом материале и способствуют патриотическому воспитанию учащихся.
Проекты 9 класса опираются на экономические знания школьников и развивают предпринимательские способности учащихся.
Учащиеся выбирают и конкретизируют темы проектов из предложенных мной более масштабных:
· 6 класс – «Вулканы»
· 7 класс – «Туристическое путешествие по одному из океанов Земли»
«Проект освоения природного комплекса Амазонии»
« Будущее ледяного континента»
«Путешествие по странам Северной Америки»
· 8 класс – «Проект путешествия в один из городов России»
«Путешествие по родному краю»
«Будущее моего города»
· 9 класс – «Составление бизнес-плана фермерского хозяйства»
«Проект расширения морских связей Северного Кавказа по Черному, Азовскому и Каспийскому морям».
«Проект развития территориальной рекреационной системы Дальнего Востока»
Работа по освоению технологии проектирования интересна мне и увлекает моих учеников. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность, развивая в себе самостоятельность и самоорганизацию, реализуя свои возможности и образовательные потребности.
1. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии//География в школе.-2005.-№2