Проектная технология


На протяжении нескольких лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы.

Ученики знакомятся с технологией проектирования в 6 классе и осваивают ее до окончания школы в 11 классе. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и старшеклассники выполняют  проекты более высокого  уровня (например, исследовательского характера).

На первом этапе освоения школьники знакомятся со структурой проекта, учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Основная работа учителя, направленная на развитие у учащихся проектных способностей, разворачивается в 7 классе. Это связано, прежде всего, с достаточным количеством учебного времени и особенностями учебного материала, а также возрастными особенностями школьников. В 7 классе реализуются 4 учебных проекта, при выполнении которых отрабатываются и закрепляются определенные этапы работы над проектом: этап целеполагание и мотивации, этап самодиагностики и сбора информации, этап структурирования информации, этап оформления результатов работы, рецензирования, защиты, этап рефлексии.

 

Выполнение и защита каждого проекта оценивается проектантом, учителем и учащимися класса по следующим критериям:

 

Выполнение проекта:

·         1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.

         2. Объем и полнота разработок, законченность.

·        3. Уровень творчества, оригинальность подходов, самостоятельность.  

·        4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.

·     5. Качество оформления: соответствие стандартным требованиям, качество текста, схем, рисунков, презентаций, полнота библиографии.

 

Защита проекта:

1. Качество выступления: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи: манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории. 

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, уверенность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.



Оценка в баллах 0; 5; 10; 20.

Суммарная оценка проекта:

«5» (отлично) – 155-200 баллов

«4» (хорошо) – 100-154 балла

«3» (удовлетворительно) – менее 100 баллов.

 

К концу 7 класса у учащихся развивается система проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами, публично выступать, оценивать себя.

Проекты 8 класса строятся на краеведческом материале и способствуют патриотическому воспитанию учащихся.

Проекты 9 класса опираются на экономические знания школьников и  развивают предпринимательские способности учащихся.

Учащиеся выбирают и конкретизируют темы проектов из предложенных мной более масштабных:

·         6 класс – «Вулканы»

·         7 класс – «Туристическое путешествие по одному из океанов Земли»

«Проект освоения природного комплекса Амазонии»

« Будущее ледяного континента»

«Путешествие по странам Северной Америки»

·         8 класс – «Проект путешествия в один из городов России»

«Путешествие по родному краю»

«Будущее моего города»

·         9 класс – «Составление бизнес-плана фермерского хозяйства»

«Проект расширения морских связей Северного Кавказа по Черному, Азовскому и Каспийскому морям».

«Проект развития территориальной рекреационной системы Дальнего Востока»

 

Работа по освоению технологии проектирования интересна  мне и увлекает моих учеников. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность, развивая в себе самостоятельность и самоорганизацию, реализуя свои возможности и образовательные потребности.

 

Информационно-литературные материалы: 
1. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии//География в школе.-2005.-№2
2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании//География в школе.-2002.-№6
3. Обучение географии в средней школе: методическое пособие/ Л.В.Байбородова, А.В.Матвеев. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – 303 с.
Интернет-ресурсы (Фестиваль педагогических идей) http://festival/1september.ru:
4. Агаркова М.В. Метод проектов глазами географа
5. Бабак В.Д. Информационные проекты на уроках географии.
6. Гирлина Н.Г. Использование метода проектов на уроках географии.
7. Мартьянова О.Н. Применение проектно-исследовательского метода на уроках географии.
8. Угаркина А.А. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в обучении географии. 
 
 
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz