Одним из условий развития интеллектуальной одаренности является метапредметная (или мыследеятельностная) педагогика. Существует два основных методологических подхода к метапредметной педагогике.
С точки зрения Н.В Громыко метапредмет - работа с деятельностью учащегося, передача ему деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены понятия, модели, идеализации, схемы, различения, задачи, проблемы и другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер.
Методологические основы А.В. Хуторского построены на тезисе «Метапредметность – не только деятельность, но и содержание. А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность». Он вводит понятие «Фундаментальные образовательные объекты» – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Ими выступают понятия времени, цвета, звука, человека, города и т.п. Изучение перечисленных объектов происходит в разных учебных предметах, и этот факт отражает их метапредметную сущность.
Всем, кто интересуется данным направлением работы предлагаю познакомиться со следующими материалами:
Н.В. Громыко "Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов"
А.В. Хуторской "Учебный метапредмет"
А.В. Хуторской "Фундаментальные образовательные объекты"
Разработки метапредметных занятий и мастер-классы представлены в разделе "Ключ творческих идей":
Тема урока (занятия) |
Ключевая технология |
Метапредметная категория |
Образовательная цель |
«Удивительное многоголосье континентов» |
кейс-стади |
«звук» |
освоение обучающимися разных способов познания географических особенностей территории |
«Таинственный архипелаг» |
педагогическая мастерская |
«цвет» |
создание старшеклассниками образа Японии как особенной страны через цветовое восприятие |
«Типология городов мира» |
исследование |
«различения»
|
освоение обучающимися классификации на примере городов мира как универсального способа деятельности |
«Каталог непохожих»
|
технология позитивного исследования |
«различения»
|
прогнозирование учащимися актуальных компетенций жителей городов будущего на основе исследования города как сложной системы |
«Три кита Скандинавии» |
Проектная задача |
«знак» |
осмысление профессиональных перспектив через создание туристического буклета об особенностях Скандинавских стран |
«Душа русского Севера» |
деловая игра |
«модель» и «знак» |
освоение этапов работы с метапредметной категорией Знак через создание бренда Вологодской области |
«Проблемы моногородов через призму лесной промышленности» |
деловая игра |
«модель» и «знак» |
освоение модели принятия управленческого решения через анализ проблем моногородов в лесной промышленности |
«Пермский край – территория моей мечты?» |
технология развития критического мышления |
«проблема» |
самоопределение учащихся в выборе региона, наиболее благоприятного для дальнейшей самореализации (на основе анализа перспектив развития Пермского края) |
«Главное богатство Пермского края» |
технология развития критического мышления |
«проблема» |
содействие проявлению гражданской позиции учащихся через анализ и решение проблем демографической ситуации Пермского края |