Исследование относится к универсальным технологиям, которыми должен владеть современный успешный выпускник школы.
Развитие исследовательских способностей учащихся предполагает развитие умений формулировать гипотезы, ставить цель исследования, подбирать средства исследования, анализировать промежуточные и конечные результаты. С этой целью проводятся уроки-исследования в 6 классе «Вводная экскурсия «Осенние явления в природе», практическая работа «Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности», работа с календарем погоды, обработка результатов собственных наблюдений за погодой, экскурсия «Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей».
Уроки исследования - это такие уроки, где активный самостоятельный поиск решения поставленной учителем и согласованной с учащимися задачи является содержанием всего урока. Итогом работы станут выводы, самостоятельно полученные школьниками. В настоящее время мною ведется работа по апробации учебников географии линии «Сфера», в которых существует рубрика «Мои географические исследования», кроме того, использование тетрадей-тренажеров и тетрадей-практикумов этого учебного комплекта позволяет строить уроки с элементами исследования.
Предлагаю исследовательские мастерские (автор - Н.Н. Боголюбов)
мастерская "Глазомерная съемка местности" (дайджест)
мастерская "Комплексная характеристика водоема"
Информационно-литературные материалы:
1. Блинова Е.Р. Принципы организации урока-исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности//Новое образование.- 2009.- №1.- С.26-29